Skip to main content

Вера в реинкарнацию сопоставима с учением Церкви?

Однозначно, что не сопоставима. У каждого человека, который в этот мир приходит, есть Божий замысел (преподобный Максим Исповедник называет его логосом). Цель человека — осуществить в своей жизни личный логос, стать тем, кем Бог призывает его стать, прежде всего — богом по благодати.

Вроде бы, очень удобно считать, что если у души не получилось это сделать в этой жизни, то, значит, получится в следующей.

Но подобное мнение не соотносится с православным учением. Почему?

 

Дело в том, что для православного человека каждая ипостась (личность) — уникальна, она не может «перезагрузиться», снова стать никем, получить новое имя и предназначение, вновь с нуля начать обрастать знаниями.

Согласно православному вероучению, Господь единожды посылает человека в этот мир. И он за эту жизнь должен осуществить Божий замысел.

Невозможно, чтобы я сегодня (в одну эпоху) родился, например, каким-то греком Платоном, а завтра (в другой эпохе) рожусь французом Бопланом. Моя личность уникальна и не изменяема. То есть, как бы я не менял себе маски и наименования, на Страшном суде я буду тем, кем являюсь.

Почему ещё не возможна реинкарнация? Если бы человеческая душа переходила из тела в тело, она бы в конце концов просто потеряла себя. У Дж. Р. Р. Толкиена во «Властелине колец» есть хороший пример — дядя Фродо Бильбо Беггинс, который жил очень долго, говорит: «Я похож на маленький кусочек масла, который размазан по огромному куску хлеба». Мне кажется, что душа человека, если её «растянуть» на множество жизней, просто «растеряется», тоже будет похожа на крохотный кусочек, которого не хватит на все тела и все жизни, она просто утратит себя, как старая, многократно использованная вещь.

Итог: человеку жизнь дается единожды, и он обязан в ней себя осуществить. Святой Исаак Сирин говорит, что Господь по Своей мудрости устраивает так, что, если Бог дает, человек действительно исполняет свое назначение. То есть одной жизни ему хватает для того, чтобы человек определил для себя: либо рай, либо ад.

Поэтому вера в реинкарнацию в Православии не допустима, хотя мы её и встречаем во множестве около- и неправославных религий (языческих, прежде всего). Подобные мысли есть только у одного-единственного христианского богослова — Оригена. Но, мы знаем, они были осуждены на Пятом Вселенском Соборе. То есть Церковный разум, вся Церковь признала их действительно неправославными и неправедными.

Преподаватель ВСВПБК Алексей Яланский («Общецерковная история», «История Русской Православной Церкви», «Патрология»).

Облако тегов


Апологетический центр

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети 
интернет

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes