Skip to main content

Почему православные постятся? В чем особенность Успенского поста?

 

Сейчас мы переживаем доброе и благословенное время Успенского поста. Многие люди, которые ещё не нашли себя в Церкви и не совсем понимают Её внутренней жизни, говорят о том, что посты придуманы в позднее время и не имеют библейского происхождения и, потому, к постам можно относиться не столь серьезно.

Что можно на это ответить? Пост имеет первостепенное значение для духовного развития и становления человека. Святитель Василий Великий (IV век) говорит: «Пост не есть новое изобретение, но драгоценность отцов. Всё отличающееся древностью почтенно. Он современен человеку. Пост установлен в раю самим Богом. Первую заповедь  принял Адам: “От древа познания добра и зла не ешь”, — то есть “не вкушай”. И это уже есть указание поста и воздержания».

Позже заповедь о посте была закреплена законодательно в ветхозаветных книгах. Это были однодневные посты, приуроченные к разным событиям и определенным дням.

Пророк Захария говорит: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:19).

Когда отдельного человека или целый народ постигали испытания, люди в первую очередь прибегали к постам и молитвам. Например, пророк Давид говорил: «Доколе дитя (моё) было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2 Цар. 12:22).

Также пророк Даниил пишет в своей книге: «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9:3).

Мы также помним: когда Господь послал Своего пророка Иону в Ниневийскую землю для того, чтобы пророчествовать о наказании за тяжкие грехи ниневитян, пророк пришел и начал говорить о том, что Бог за грехи и недобрые поступки постигнет людей Своим гневом. Тогда весь народ начал поститься и каяться, и Господь сменил гнев Свой на милость (смотр. Иона 3:4-10).


Г. Доре «Иона проповедует Ниневитянам»

В первой книге Ездры говорится: «Итак мы постились и просили Господа Бога нашего о сем (этом), и Он услышал нас» (1 Ездр. 8:23).

Благочестивому сознанию древних людей было очевидно, что молитва к Богу приобретает сугубую силу, если человек приносит некую жертву —  ограничивает, утесняет себя, временно отказывается от определенных удовольствий.

В Новом Завете мы также можем найти немало мест, когда Сам Господь свидетельствует о необходимости поста.

Так, Спаситель перед выходом на народное служение постился сорок дней и ночей. Евангелист Матфей пишет об этом так: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:1).

Скоро мы будем отмечать праздник Преображения Господня. Помним из Евангелия: когда Господь спустился с горы Фавор, Он увидел Своих учеников в смятении. В не меньшем смятении пребывал и некий человек, пришедший с бесноватым сыном, которого не смогли исцелить апостолы. По слову Спасителя дух покинул отрока, и, когда ученики спросили Господа: «Почему мы не смогли этого сделать?» — Он ответил: «Род сей изгоняется только молитвой и постом» (смотр. Мф. 17:14-21).

О посте в книгах Священного Писания Нового Завета говорится многократно. «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: “Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призываю их”» (Деян. 13:2). В той же книге Деяний говорится: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23).

В новозаветной Церкви есть четыре многодневных поста. Это сорокадневный Великий пост (Святая Четыредесятница), Петров, Успенский пост и, также сорокадневный, Рождественский пост. Постящиеся люди хорошо знают, как благотворно влияют на душу дни поста. Ведь в этот период есть возможность воздержаться от всякого плотского и ещё раз себе и Богу показать, что на первом месте для нас — ценности духовного характера, а не плотские развлечения, наслаждения и всё то, что притягивает нас к земле.


Икона Успения Пресвятой Богородицы

Успенский пост всегда начинается через месяц после Петрова поста, 14 августа, завершается праздником Успения Божией Матери, 28 августа. На период этого поста выпадает ещё один большой праздник — Преображение Господне. Оба праздника создают особый настрой поста, который в первую очередь научает нас смиренно принимать всё посылаемое нам Богом и направлять свою жизнь к спасению.

Успенский пост соблюдается в Церкви с древних времен. Известно, что уже в V веке существовало четыре многодневных поста — для каждого времени года был свой пост. И об этом святитель Лев Великий говорит следующее: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны — весенний пост Святой Четыредесятницы, для лета — пост в честь апостолов Петра и Павла, для осени — пост Успенский, и для зимы — пост Рождественский».

Уже позже, в 1166 году Константинопольская Церковь утвердила своим решением обязательность Успенского поста для всей Поместной Православной Церкви.

Преподобный Симеон Солунский в XIV веке об Успенском посте говорил следующее: «Пост Успенский учрежден в честь Божией Матери, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Её Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Её, подражая житию Её и пробуждая Её тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников — Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

В этот пост христиане обычно вкушают овощи, фрукты, крупы, грибы, хлеб, орехи, мёд. Из трапезы исключают яйца, мясные и молочные продукты. Рыба в Успенский пост разрешается один раз — в праздник Преображения Господня, 19 августа.

Церковный устав предполагает во время Успенского поста такую же строгость, как и в Великий пост, предваряющий Пасху. Воздержание сугубое и ответственное. Но каждый человек, советуясь со своим духовным наставником и учитывая своё физическое состояние, выбирает для себя степень этого воздержания.

Как и в Великий пост, в Успенский пост нельзя играть свадьбы, совершать никакие карнавалы, празднества, шуточные представления, принимать участие в театральных постановках.

Каждый человек, который верит в Бога и стремится ко спасению, обязательно должен соблюдать этот пост.

Будем помнить о том, что пост состоит не только в воздержании в количестве и характере пищи, но и в духовной нагрузке. В этот период мы больше молимся, больше пребываем на богослужениях, чаще исповедуемся и причащаемся, чаще читаем Священное Писание. Углубляем свой ум в божественное и меньше соприкасаемся со страстями этого мира, меньше гневаемся, впадаем в состояние внутреннего неистовства. Обязательно стараемся примириться с людьми, которых по своей неосторожности обидели и оскорбили.

Пусть Господь поможет нам пройти поприще Успенского поста и встретить праздник Успения Божией Матери в духовной радости и стремлении к совершенству.

Протоиерей Василий Стецяк, преподаватель ВСВПБК («Катехизис»)

Облако тегов


Апологетический центр

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети 
интернет

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes