Skip to main content

Почему в православных храмах принято стоять? В каких случаях можно сидеть?

Человек — существо двухсоставное. У него есть бессмертная душа и тело. Перед Богом человек должен предстоять в своей полноте. Господь свящает наши души, и Он также посылает Свое благословение на наши тела. В Евангелии сказано, что мы должны прославить Бога и в душах, и в телесах наших. Поэтому, конечно же, состояние нашего тела для молитвенного бодрствования имеет очень большое значение. И в православных храмах есть прекрасная традиция, когда мы забываем о комфортном положении своего тела и стараемся, чтобы оно было в некоем тонусе. Есть такое словосочетание — «предстоять пред Богом».

В древности люди, совершая молитвы, обязательно стояли. Литургическая историческая наука сохранила воспоминание некой паломницы Сильвии Оквитанки. Она была иерусалимской христианкой, посещала святыни в христианских странах. Сильвия говорила, что христиане за богослужением воспевают Господу гимны, псалмы и делают это стоя, в редких случаях садятся. И ещё — что богослужения были продолжительные, по 6–8 часов.

Кроме того, мы должны понимать, что наша молитва совершается перед Лицом Живого Бога. Это чувство предстояния пред Божественной Личностью обязывает нас не просто стоять на молитве, а стоять со смиренным, благоговейным и покаянным настроением.

Есть воспоминания очень интересного человека — Павла Алеппского (ХVII век). Он посетил с Антиохийским Патриархом наши земли и писал о том, что здесь христиане стоят на многочасовой храмовой молитве, никак не реагируя ни на что внешнее, погрузившись в себя и не выходя из храма, пребывают в совершеннейшем внутреннем внимании. Это его поразило.

Так что, конечно, мы, современные христиане, должны понимать, что нужно хранить тот опыт духовной жизни, который получаем в Церкви, и относится к нему с благоговением. И мы должны спасать свои души так, как это делали те, кто жил до нас. Преподобный Серафим Саровский не сидел за богослужением, святые Антоний и Феодосий Печерские не сидели за богослужением, преподобный Иона Киевский также... А если они спаслись стоя, то почему мы должны садиться? Мы не должны садиться за богослужением.

Хотя, конечно, нужно брать во внимание болезнь, старость — для больных и пожилых есть исключения, это совершенно нормально.

Был такой случай. Одному молодому христианину, который только делал первые шаги в храм, было тяжело стоять (боль в ногах, нытьё в спине), и он выходил из храма, чтобы посидеть на улице. Он рассказывал: «Выхожу — сидит дедушка, красивого вида, с красивым добрым лицом:

— Что, сыночек? Болят ноги?

— Да.

И, — говорит, — пока мы с ним общались, подходит к нам молодой человек.

— Вы здесь сидите? А в храме надо стоять. Приходите к нам, в нашу церковь. У нас можно сидеть и на богослужениях.

А дедушка отвечает:

— А куда это, сынок?

Тот называет адрес.

— А что это у вас за церковь такая?

— А у нас, — говорит, — протестантская церковь.

А дедушка был умным человеком и говорит:

— А ты мне назови хотя бы одного-двоих твоих протестантов, кто спас свои души, и я бы их знал, и вся Церковь бы их знала.

— Ну, я не знаю. Но мы же приходим, садимся, читаем Священное Писание, пьем чай и приятно общаемся. Мы же имеем связь с Богом?

— Не знаю. Может, вы и имеете связь с Богом, — говорит дедушка. — Но ты мне назови тех людей, кто в Царство Небесное попал. Я могу назвать тебе святителя Николая, великомученика Пантелеимона, новых исповедников веры — священномученика Владимира Киевского, например. Я хочу идти тем же путем, что и они. Они в Царствии Небесном? Да. И я хочу туда. Так зачем мне что-то менять, если их подвиг, членство в нашей Церкви привело их в Царство Небесное, а мы же ради него живем. Так что, сынок, лучше к нам приходи и научишься доброму».

Молодой человек, который вышел с богослужения, даже не ожидал, что простые люди могут быть настолько мудрыми. И он говорил, что открыл для себя величайшую истину, что нам в нашей Святой Церкви ничего не стоит менять. Этот парень потом стал священником.

Преподаватель ВСВПБК протоиерей Василий Стецяк.

Облако тегов


Апологетический центр
Спаси и Сохрани - За сохранение семьи и спасение жизни нерожденных детей

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети 
интернет

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes